
«Я в рамки российского понятия "бард" не умещаюсь», – считает композитор и поэт, певица Ольга Панюшкина. Она рассказала ТПП-Информ о своем «пути к себе» и почему ее песни вызывают у людей доверие друг к другу.
— Ольга, расскажите, как все начиналось, кто привил вам любовь к музыке?
- Я первый раз отвечаю на этот вопрос даже для самой себя. Я счастливая, у меня есть старшая сестра. Всегда равнялась на неё, мне всегда хотелось быть на неё похожей. У нас разница 6 лет. Я ползать начинала, а её в музыкальную школу отдали. Наверняка повлияло на меня то, что я слышала, ещё не умея разговаривать, как она гаммы играла, сольфеджио зубрила. Только сейчас отвечая, поняла, что это моя Маринка вырастила из меня музыканта. Получается, она была мои музыкальным наставником с пелёнок. Как-то естественным образом и меня отдали в музыкальную школу. Мама говорит, что нас очень хотела нас выучить музыке, мечтала, может быть, за военных замуж выйдут. А я вдруг композитором стала.
— Сразу ли пришел дар писать стихи и музыку? Что было первым?
- Помню, в 1 классе прибежала из школы, портфель с порога радостно через всю комнату бросила: «Мама, я песню написала!» Но дома никто серьёзно к этому не относился. В семье, не связанной с музыкальными профессиями, трудно представить, что ребёнок обладает особенными способностями. Папа мой рабочий, бригадир монтажников. Правда, пел всегда. В Саратове в командировке, в ресторане отмечали праздник, папа после первого тоста запел свою коронную песню: «Дуня, давай блинов с огня! Эх, Дуня, целуй сильней меня!» К их столику подошёл мужчина, протянул визитку, представился директором местной филармонии, убеждал, просил обязательно придти к нему, назначил встречу. Сразу размер зарплаты ему назвал. Товарищи его из бригады засмеяли этот поворот судьбы: «Ой, Николай, ну, ты даёшь, артист!» Да и зарплата у рабочего в тот момент была выше. На глазах у всех разорвал папа визитку, не выдержал. Всю жизнь жалел. Нет-нет, да скажет: «А я бы сейчас вон там пел!» – и показывал на телевизор. А бабушка Дуня, его мама, в своё время испугалась приезжих важных людей из Москвы, убежала в луга, всю ночь просидела в стогу сена, а это был знаменитый Митрофан Пятницкий. Приезжал, хор свой собирал, а к бабушкиному двору послали, как к самой голосистой. Но подружки успели предупредить: «Беги, Дунька, беги, там мужик к тебе идёт в костюме и в шляпе!». Так и бабушкина артистическая карьера не состоялась. А Пятницкий хор всегда слушала с благоговением. Так что, я – средоточие всех чаяний и надежд. Мне уже не отвертеться. Пою и петь буду. А в песнях у меня всегда музыка и слова одновременно складываются. Слова и музыку цветными ощущаю. И один и тот же слог на разной звуковой высоте мне разными красками раскрашенным слышится.
— Какие вы прошли университеты?
- Так счастливо получилось в жизни, что я сразу знала, кем хочу стать. С детства писала песни, музыка и слова у меня рождаются одновременно, правда, никто вокруг не воспринимал это всерьёз, но песни во мне жили и всё. Училась в музыкальной школе как пианистка. В 6 классе хотела бросать музыкальную школу, как и все подростки, и вдруг через два месяца всё перевернулось и я решила поступать в музыкальное училище. Учителя хорошо направляли. Мама терпеливо наставляла учиться доводить дело до конца. Это качество мне особенно помогает в жизни. Окончила II Московское областное музыкальное училище как дирижёр-хоровик, потом Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности дирижёр народного хора. Результат такого многогранного образования – я пишу и романсы (первый выпущенный диск «А что такое звук души?..»), и песни в народном стиле, я называю их авторским фолком, журналисты назвали их «новая городская песня». Я на обложке своего второго альбома «Вишня-черешня» так и написала. И третье направление: блюзы, босановы – это то, что я писала ещё маленькой девочкой, это какие-то чудеса мироздания. Свинг у меня в голосе не от школы, для меня самой удивительно, что когда уже в училище я услышала песни Эллы Фитцджеральд, я её будто узнала. А мастерство заложили в меня великие педагоги: народная артистка СССР, руководитель и основатель Северного русского народного хора Мешко Нина Константиновна, заслуженная артистка СССР Ламанова Надежда Николаевна и заслуженный работник культуры Числова Зинаида Сергеевна. Удивительно, что потом ещё долго «бегала от себя». По распределению руководила народным хором, но потом начался действительно «путь к себе». Работала в рекламном агентстве, на телевидении, в телекомпании ВГТРК музыкальным редактором, директором музыкальных программ, жила на Тайване, учила китайский язык в Тамканском университете, работала там на радио, телевидении. Так получилось, что я будто была не ко двору со своими песнями, в филармониях говорили: «У Вас несоветский голос». Отсюда и метания, но позже оказалось, что всё равно в одну копилку. Китайский язык раздвинул границы сознания и добавил красок моему голосу, душа развивалась. Многие считали, что я убегаю от себя, разбрасываюсь, но знания и жизненный багаж они не могут отнять у тебя, когда твой поиск не по верхушкам, а вглубь предмета – это только делает тебя богаче. Жизнь, которая наполнена учением, делает тебя только богаче, никто не отнимет у тебя этот багаж, а он и делает личность.
— Кто Ваши кумиры?
- В детстве это были Лев Лещенко и Иосиф Кобзон! В семье любили Анну Герман. Меня с ней иногда сравнивают. Я выросла на лучшей советской эстраде. Впитывала, как губка. Пересматривала наши прекрасные музыкальные фильмы. Леонида Утёсова обожаю, Марка Бернеса. Людмила Гурченко многому меня научила своим примером. Они все мои Учителя, поэтому было абсолютным счастьем услышать от Гарика Сукачёва: «Оля, у Вас такие, как бы сказать, старомодные стихи, вкус времени 50-х, может быть. То, чего сейчас уже нет. Это ощущение – ваш конёк. Очень трепетно. И поэтому трогает!».
— Любимый зритель – какой он?
Любимый зритель у меня сидит во 2 ряду, 9 место! Есть у меня поклонница, которая попросила забронировать это место на все концерты, какие будут. Очень приятно, когда близкие, дорогие люди в зале. Я уже научилась не «падать в обморок» от того, что мама с папой в зале. По-моему, и они научились спокойно слушать. Хотя я знаю, что они оба, когда я выхожу из-за кулис на авансцену, дотошно разглядывают, как я выгляжу, все детали, и на следующий день мне скажут всё, что думают, без утайки. Поэтому когда я готовлюсь к концерту, я представляю их, я наряжаюсь для них, репетирую для них. Только что был сольный концерт в Доме журналиста, мама шла к сцене с улыбкой, протянула мне цветы и прокричала: «Доченька, ты лучшая!» Что-нибудь ещё есть сильнее на земле? Наверное, только чувства мамы в тот момент, когда восторг за ребёнка переполняет её сердце. На моём первом выпущенном диске, который называется «А что такое звук души?» (мои романсы, написанные с любовью к Серебряному веку), есть надпись: «Моим родителям посвящаю с нежностью за терпение и преданность. Ваша Любовь ведёт меня вперёд».
Мне приятно, что зрители отмечают, что со сцены от меня идёт поток добра и любви. Во время концерта у меня получается так объединить зрителей своей энергией, что все они чувствуют себя, будто находятся в кругу друзей, вот таким наделили счастливым для артиста свойством. После концерта кто-нибудь обязательно говорит: «Такая тёплая атмосфера на концерте! Конечно, в зале ведь одни друзья!» Кто-то сказал, что моя манера исполнения и мои песни вызывают у людей доверие друг к другу. Здорово, правда? Сразу хочется совершить что-нибудь прекрасное! Такой стимул к новым свершениям.
А энергию не экономлю. Артист, конечно, должен тратиться, раскачивать свою душу, не жалеть, не придерживать в себе. Если тебе дано, то силы непременно восстановятся, чтобы вновь идти к людям, поддерживая любимого зрителя своей песней. Всех вместе и каждого в отдельности!
— Важны ли для Вас звания и награды?
- У меня есть две «хлебные» песни, которые мне приносят «ордена и медали». «Мальчишки СССР», за которую меня награждали разные общественные организации и партии, но самый прекрасный пока – это орден «Почётного гражданина России». В 2014 году песня стала лауреатом на Всероссийском фестивале «Русский лад». Мне, как певице, прославляющей русскую культуру и Россию, очень дорога эта награда. В 2015 году меня, как члена общества Российско-монгольской дружбы, удостоили звания «Заслуженного работника культуры Монголии» с вручением удостоверения, подписанного министром культуры этой страны и государственного знака отличия.
Есть танго «Художник Карпов», где герой пишет портрет героини. Так художники под впечатлением дарят мне картины, теперь я вся в портретах. В последнее время, правда, перешли на пейзажи. Скоро можно будет открывать выставку.
Летом 2016 года я объехала весь Крым, приняла участие в 4 фестивалях.
Первым был фестиваль в Алуште ЛиФФт – Литературный фестиваль фестивалей. Там я стала лауреатом и получила Серебряную медаль. Там получила приглашение приехать в Саки на Международный музыкально-литературный фестиваль «Интеллигентный сезон», где получила первую премию, правда, уже с песней «Капитанский блюз». С этой песней я только что, в сентябре, снималась в телефильме, и скоро мы его увидим на телеэкранах.
В Щёлкино, на Азовском море под Керчью, проходил фестиваль «Славянские традиции», где я стала лауреатом, исполнив в конкурсе «Поющие поэты» свой романс «О, робкая». Дальше поехала в Коктебель, в начале сентября в Доме-музее М.Волошина проходил X Бард-рок фестиваль имени Г.Жукова «Коктебельские встречи». Я в рамки российского понятия «бард» не умещаюсь, но встречи с талантливыми людьми – это самое ценное в таких мероприятиях.
Беседовала Татьяна Марканова, ТПП-Информ
