
Очевидно, что предпринимательство является стержнем социально-экономической системы любой страны. Предприниматель-собственник – центральная фигура в обществе и торговом обороте. Он организует движение товаров, выводя их на рынок и к потребителю, связывая таким образом экономическую жизнь общества в единое целое. В преддверии Дня российского предпринимательства, который отмечается 26 мая, попробуем проанализировать, как проходило развитие бизнес-сообщества от революционного 1917 года до «лихих» 90-х.
После Октябрьской революции под влиянием различных факторов, прежде всего отрицания частной собственности как источника эксплуатации, в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.
Но вскоре правительство большевиков пришло к осознанию необходимости перемен в экономике. В 1923 году Владимир Ленин написал о крайней необходимости найти «ту степень соединения частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов», тем самым положив начало эре новой экономической политики (НЭПа). Суть НЭПа заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.
В частности, с переходом к НЭПу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года – акционерных обществ, полных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство. Таким образом, осуществление НЭПа привело к подъему производительных сил в стране и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.
К сожалению, точку в развитии предпринимательства поставило тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. Произошло расширение сети государственной и кооперативной торговли.
Отсутствие понятия частная собственность, диктат высшего руководства, кадровый монополизм не давали проявиться предпринимательской инициативе.Показатели статистики
1923–1924 годы 1925–1926 годы
гос. сектор - 15,5% гос. сектор - 7%
кооперация - 60% кооперация - 6,2%
частный - 46,8 % частный - 25,5
Таким образом, кризис советского периода заключался в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствии демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского предпринимательства.
Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с Михаилом Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики. Практически сразу в ряде союзных республик, краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования. К примеру, открывались мелкосерийные производства по заказам торговых организаций, осуществлялось введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, появлялись хозрасчетные цеха малых производств на средних и крупных предприятиях. Именно в этом процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.
Как результат в 1987 году появляется закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», давший быстрый рост граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г., или на 69%). Именно этот период показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Заложенный потенциал, особенно после закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства», принятого в июне 1995 г., в последующем был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица.
Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т. п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались кооперативы.
Появившиеся кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная гибкость в хозяйственной деятельности.
Однако рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих от контроля Госбанка СССР, вызывал у партийных функционеров и руководителей правительства желание ограничить, поставить под контроль доходы кооператоров. Определенное недовольство вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь шла об освобождении от налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и оказывающих услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т. п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме предпринимательской деятельности, как кооперативы.Бурное развитие новых кооперативов в 1988–1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала.
Статистические данные того времени показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых предприятий стала в то время сфера науки и научного обслуживания — здесь число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. По мнению экспертного сообщества, в условиях рыночных реформ российское МП продемонстрировало позитивные возможности.
Его важнейшими функциями стали социальная адаптация, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость», возможности получения дополнительных средств к существованию. В основном это было не производство, а торговля и посредничество, на которые приходилось более 50% малых предприятий.
Интересен факт создания Петровско-Разумовского рынка в Москве, его организовала группа докторов и кандидатов наук из нескольких развалившихся НИИ военно-промышленного комплекса. Довольно быстро стихийный рынок обрел вполне цивилизованные формы. Была упорядочена торговля, появились новые красивые павильоны.
В целом в 1992 г. малое предпринимательство было составным элементом массового процесса «учредительства». Именно через учредительство несколько веков назад прошли все высокоразвитые рыночные страны. Через него проходила царская Россия. И снова в начале 90-х на переломе общества российскому предпринимательству возвращают «учредительство». Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу самостоятельной предпринимательской деятельности, получили право от своего имени ставить подпись и печать на финансовых документах, что ранее было абсолютной монополией государственных чиновников. Во многом новое российское «учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома. Как показывает мировой исторический опыт, период «учредительства» всегда ограничен во времени. В новой России он оказался сверхкоротким.
Малые предприятия в борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности МП. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности – в 7,4 раза.
В этот период российское МП остро нуждается в поддержке и защите государства. Впрочем, это осознавали и сами государственные органы. Причем в регионах становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались первые фонды его поддержки.
На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена. Для кардинального улучшения ситуации в сфере МП требовалось политическое решение самого высокого уровня. С ожиданием такого решения российское малое предпринимательство подошло к Первому всероссийскому съезду своих представителей.При этом на территории Российской Федерации малые предприятия были распределены крайне неравномерно. Почти треть из них на 1 января 1998 г. была сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве сконцентрирован 21% всех российских малых предприятий, а в Санкт-Петербурге – 12,1%. Меньше всего малых предприятий было в Калининградской области и северных районах: 0,8 и 2,0% от общего числа соответственно.
Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд.
Осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга значительно подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. По мнению экспертов, инфляция привела к обесценению сбережений населения и к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита, что вызвало остановку инвестиционной деятельности, продолжающуюся по настоящее время.
Но есть положительная веха в этом смутном времени. Май 1990 года, тогда группа 24 народных депутатов СССР обращается к общественности с призывом создать объединение для защиты общих интересов промышленности и науки. Новая неполитическая организация была призвана создать паритет между правительством, профсоюзами и собственно производством в период быстрых и масштабных изменений в государстве, политике и экономике. Призыв инициаторов был услышан и поддержан.
В 1990 году известный государственный и общественный деятель Аркадий Вольский при участии академика Евгения Велихова создает Научно-промышленный союз, впоследствии переименованный в Российский союз промышленников и предпринимателей, который он возглавлял с 1990 по 2005 год в должности президента РСПП.
Основные направления работы союза в 90-91 гг. – экспертиза экономических программ и перспективных планов, сотрудничество с зарубежными объединениями деловых кругов, подготовка кадров менеджеров и предпринимателей, законотворческая деятельность.
«Деловые люди увидели и почувствовали возможность объединиться и образовать серьезную, независимую, самоуправляющуюся организацию, которая сможет отстаивать права и интересы производителей в море проблем…», – говорил Аркадий Вольский.
Президент России Владимир Путин считал Вольского «много сделавшим для становления новой отечественной экономики и консолидации российских предпринимателей».
Михаил Горбачёв отмечал, что Аркадий Вольский «старался найти оптимальные подходы для сотрудничества бизнеса и власти».
Менялась и Торгово-промышленная палата Советского Союза. Состоявшийся в 1988 году последний в истории ТПП СССР съезд принял решения, которые в значительной степени затронули все направления деятельности и структуру Палаты, существовавшей в стране к этому времени уже более 50 лет.
Утвержденный съездом новый Устав давал право создавать региональные отделения и ТПП на территории союзных республик, в том числе в РСФСР. В учредительном съезде ТПП России 19 октября 1991 года участвовало 18 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. Именно в этот период была заложена организационная основа современной системы торгово-промышленных палат России.
Важным шагом стало подписание 18 марта 1993 года указа президента РФ Б.Н. Ельцина «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». Затем он был доработан и в июле 1993 года принят Верховным Советом РФ в виде закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», что явилось значительным событием в процессе становления и дальнейшего развития системы торгово-промышленных палат в стране.
Значительная роль в разработке и принятии этого документа, законодательно закрепившего статус и место системы торгово-промышленных палат в социально-экономической жизни страны, принадлежит избранному учредительным съездом первому президенту Торгово-промышленной палаты России Станиславу Алексеевичу Смирнову.
14 декабря 2001 года на IV внеочередном съезде Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Максимович Примаков был избран президентом ТПП РФ. В этом качестве Евгений Примаков системно и с упорством дипломата возрождал предпринимательское наследие России. Вытащив страну из экономической ямы, Примаков с такой же последовательностью поднимал престиж бизнес-сообщества.
Владимир Владимирович Путин, выступая на VII съезде ТПП РФ, где ее президентом был переизбран Сергей Николаевич Катырин, отметил, что система ТПП РФ является надёжным партнёром государства в решении значимых социально-экономических задач. «В этой связи хочу вспомнить выдающегося человека, который на протяжении десятилетия возглавлял Торгово-промышленную палату России, – Евгения Максимовича Примакова. Он был блестящим учёным, дипломатом, государственным и общественным деятелем, мудрым политиком, который превыше всего ставил национальные интересы, умел смотреть на годы вперёд. Евгений Максимович способствовал налаживанию партнёрских связей между деловыми кругами из России и других государств мира и, конечно, многое сделал для того, чтобы Торгово-промышленная палата стала одним из влиятельных объединений, нацеленных на улучшение условий для ведения бизнеса».«Торгово-промышленная палата — уникальная общественная структура. Она представляет интересы всех слоев бизнеса и охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства», – говорил Евгений Примаков. Занимая пост президента Торгово-промышленной палаты России, он в хорошем смысле слова «лоббировал интересы бизнеса». Это стало началом новой эры предпринимательства в современной России.
Очевидно, что за последние десятилетия были заложены основы современного предпринимательства. Сегодня важно, чтобы усилия целого поколения не были напрасными, а те, кто решает судьбы предпринимателей, не спутали ориентиры и ценности, оставленные нам Примаковым и Вольским, государственниками, внесшими неоценимый вклад в развитие бизнеса современной России.
Ната Марк,
ТПП-Информ
