Елена Дыбова: государство не может самоустраняться, когда речь идет о рентабельности целой отрасли

В ТПП РФ прошло заседание круглого стола на тему «Взаимовыгодное сотрудничество или ценовые войны», посвященное ценообразованию на рынке металлопроката. В мероприятии приняли участие представители крупных и средних компаний, отраслевых объединений, ФАС РФ, малого бизнеса, эксперты и журналисты.

Поводом для дискуссии стал резкий рост цен на металл, который за период с апреля по июнь с.г. составил 80 %, что не могло не сказаться на работе компаний, производящих изделия из металла. Представители ФАС РФ уже получили порядка 150 заявлений от предпринимателей, по которым ведется работа. В тоже время, мониторинг этого рынка проводится в фиксированном временном промежутке и не может оперативно решать возникающие проблемы. При этом ФАС не вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов и не вправе накладывать решения по «замораживанию» цен. Свою точку зрения на возникшую ситуацию представил и представитель одного из флагманов отрасли - компании «Северсталь». По его мнению, товарно-сырьевые рынки всегда показывали высокую волатильность и рынок металла здесь не исключение. Рост на нем начался еще в начале года, и, как правило, за ростом следует и снижение цен, поэтому это естественные процессы рынка и здесь бизнес должен лавировать и быть всегда готовым к таким ситуациям.

Итоги «круглого стола» и то, как можно общими усилиями предпринимательского сообщества и госрегуляторов помочь бизнесу в ситуации, когда монополисты в сфере металлопроката или других отраслей поднимают цену на свою продукцию, для ИА "ТПП-Информ" прокомментировала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова : 

«То, что дискуссия показала недостаточность существующих механизмов реагирования на подобные ситуации, было очевидным. Несмотря на огромный рост обращений предпринимателей и в ТПП РФ, и в ФАС, несмотря на рост цен в 80 процентов по факту, у антимонопольного ведомства нет механизмов, чтобы оперативно отрегулировать и снять напряженность на данном сегменте рынка. Это говорит о том, что действительно не хватает эффективных механизмов мониторинга и реагирования , что система регулирования внутри бизнес-сообщества не имеет эффективного механизма взаимодействия с госрегуляторами. В то же время нет и четкого решения проблемы. Государство не может самоустраняться в таких вопросах, когда речь идет о рентабельности целой отрасли. Или как в данном случае мы понимаем, что рынок, он же не только во имя рынка, а и во имя созидания. Завтра в такой ситуации окажутся кондитеры или производители молочной продукции. Мы стремимся, чтобы на внутреннем рынке работали российские производители, но такими замедленными и разрозненными действиями сводим на нет все уже достигнутое. Иными словами для наших промышленных отраслей может возникнуть такая экстремальная ситуация, а механизмов быстрого урегулирования этих критических ситуаций по факту нет. Президентом России обозначена важность развития экспортно-ориентированных предприятий, взят курс на импортозамещение, а такие ситуации ставят под угрозу развитие целых отраслей на внутреннем рынке. Мы точно будем по-другому пытаться отстраивать эту систему взаимодействия бизнеса и власти. Как я вижу, ТПП РФ - это как раз тот системный инструмент, который может предложить обновленный механизм взаимодействия, отвечающий и реалиям интеграционных процессов и развитию экспортно-ориентированных предприятий.   Поэтому , безусловно, мы будем стараться максимально найти точку взаимодействия, принятия оперативных решений и не исключая, что и с какими то инструментами законодательного регулирования. Нельзя допустить, что бы российские производители так жестко зависели от волатильности товарно-сырьевых рынков, необходимо выработать для бизнеса механизмы, работающие на опережение. Пока у наших сырьевых производителей, в данном случае производителей металла, цены упадут, переработчики на внутреннем рынке остановят свои производства. Государство будет вынужденно миллиардными субсидиями вытаскивать отрасль в рентабельность. Нельзя допускать дисбаланс производителей и переработчиков – и те, и другие, должны слышать друг друга, чтобы вместе работать на благо России».