Андрей Девятов: штурм Мосула угрожает газовому проекту Туркменистан–Китай
С 17 октября проамериканская коалиция в Ираке (иракские войска и курдское ополчение «Пешмерга» при поддержке с воздуха ВВС США и их союзников) проводит военную операцию по освобождению города Мосул, захваченного в 2014 г. экстремистской группировкой ИГИЛ (запрещена в России и многих других странах). 19 октября командующий международной коалицией американский генерал Гэри Волески заявил, что лидеры джихадистов бежали из города. 20 октября премьер-министр Ирака Хайдер Абади сообщил, что наступление иракской армии на удерживаемый экстремистами Мосул «идет быстрее, чем было запланировано».При этом многие наблюдатели отмечают, что окружив Мосул, войска коалиции оставили открытым коридор для выхода из города экстремистов, которые могут затем пересечь границу с Сирией и направиться в "столицу" ИГ сирийский город Ракку, либо еще куда-нибудь.


Ситуацию вокруг штурма Мосула и как она может повлиять на дальнейшее развитие военно-политической и экономической ситуации в Центральной и Средней Азии прокомментировал востоковед, военный эксперт и конфликтолог Андрей Девятов:

«Замысел США и их союзников состоит в том, чтобы значительная часть «полевых» сил ИГИЛ (запрещена в России) под «шумок» обострения обстановки в Сирии скрытно перебросить не под Алеппо, а в Афганистан. По имеющейся информации, на севере Афганистана на семи плохо охраняемых базах снабжения американцами складирована оставленная после вывода большей части контингента США боевая техника и вооружение. В Афганистане спецслужбы США, по сути, повторяют схему укомплектования вооружением и оперативного развертывания наступательной группировки ИГИЛ, с блеском отработанной ими в 2014 году в Ираке.

Внезапной атакой, захватив американские базы снабжения в Афганистане, боевики ИГИЛ (бандитские формирования) развернут наступление по направлению Герат – Мары с ближайшей задачей выхода к порту Туркменбаши (Красноводск) с направлением дальнейшего наступления на север вдоль Каспия в Казахстан и российское Поволжье. При этом стратегический тыл террористов ИГИЛ в наступлении обеспечат их афганские единоверцы-талибы.

Стратегическая же цель, которую спецслужбы США решают руками террористов, состоит в том, чтобы сорвать туркмено-китайские планы создания энергетической и транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Речь идет о невыгодном ни для США, ни для их ближневосточных союзников, прежде всего Катара, проекте магистрального газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), начатого в 2015 году с планируемым завершением строительства в 2019 году. 

Китай хотел бы оставить весь газ Туркменистана для себя и Экономического пояса Нового Шелкового пути. Задача же США не дать Китаю нефть и газ Центральной Азии, а Индию держать под энергетическим контролем за счет газа из Катара (труба ИПИ). Решить эту задачу в Туркмении и должно ИГИЛ.

В 2016 году джихадисты уже провели разведку боем сначала на границе Афганистана с Туркменистаном, а затем в казахстанском Актюбинске. Тактическая группа боевиков ИГИЛ обратила в бегство все наличные силы прикрытия границы Туркменистана и, обнаружив отсутствие сопротивления на глубину до 80 км, отошла назад в северный Афганистан. В Актюбинске же местное джихадистское подполье, сбив караульных, захватило парк боевой техники полка спецназ Казахстана и, не продолжая атаку, рассеялось. Инцидент в Актюбинске поверг теперь уже руководство ОДКБ в печаль неопределенности способов борьбы с ИГИЛ на равнинных просторах прикаспийских пустынь и степей. Поскольку изоляция такого ТВД невозможна, а группы террористов на ишаках не являются подходящей целью поражения для авиации, на ум приходит лишь заградительное применение тактического ядерного оружия.

В складывающейся обстановке, каким бы это ни показалось абсурдным, победным выходом России был бы не «шахматный» конфликт с США по модели классической греко-римской борьбы, а перехват натиска глобалистов США по вращательной модели «мягкого пути» борьбы дзюдо в форме новой «перезагрузки» отношений с администрацией 45-го президента США, которым с большой долей вероятности станет Хилари Клинтон. И, таким образом, обращение военного натиска США в давно объявленное ими столкновение Мира Запада с Миром Ислама. Ведь вершиной военного искусства выступает победа без применения оружия!».