
На этом фоне в экспертных кругах проходит дискуссия о том, намерена ли Россия отвернуться от Запада в пользу более активного развития торгово-экономических связей со странами Азии, Латинской Америки и Африки. Тем более, что отношения между Россией и Западом продолжают ухудшаться на фоне обострения их противоречий вокруг кризисов в Сирии и на Украине, а также угроз Брюсселя и Вашингтона ввести новые санкции против целых секторов российской экономики и компаний из России.
«Все эти санкции серьёзно ударили по одному: длинные и дешёвые деньги, которые мы брали в Европе и в Америке. А там накатанные отношения были, фактически под честное слово могли давать нашим ведущим компаниям, банкам. И вот здесь разрушение этих отношений, конечно, достаточно серьёзно повлияло. Это заставило искать деньги на других рынках, в том числе на Азиатско-тихоокеанских, в арабском мире. Выстраивание новых отношений – это время.
На фоне санкций Россия действительно начала более активно работать на Азиатско-тихоокеанском рынке. Тем не менее, разворота с Запада на Восток нет: заниматься Востоком, в том числе и российским Дальним Востоком, в стране начали давно.
Конечно, санкции заставили нас быстрее бегать на этом рынке, быстрее двигаться, более интенсивно работать. Как известно, мы ведь в кризисных ситуациях собираемся и начинаем действовать более рационально, быстро и чётко. Так и здесь. С точки зрения АТР, конечно, мы стали более активно на этом рынке работать, и более эффективно, на мой взгляд».
Сергей Катырин вернулся к этой теме на прошедшей 10 октября в ТАСС пресс-конференции на тему «БРИКС: Есть ли шансы на успех?». Отвечая на вопросы СМИ, он отметил, что санкции, введенные западными странами против России, носят формальный характер во всем, кроме доступа к финансовым ресурсам. «Это болезненно для финансовых институтов. Они сейчас ищут другие источники заимствования. Это непросто. С Европой мы за это время научились работать. Под честное слово могли дать. На арабском и других рынках под честное слово не дают. Мы там впервые, они для нас новые партнеры. Да и таких возможностей у них нет, как у европейских банков», – сказал президент ТПП РФ, сославшись на личный опыт общения с европейскими бизнесменами.
«Я в прошлом году проехал несколько европейских стран с делегацией российских предпринимателей. На встречах прямо под камеры их предприниматели встают и не стесняясь говорят: вы нам скажите, у кого есть деньги, а все что вы хотите, мы вам привезем. Эти санкции только на бумаге. Я не встречал еще западных предпринимателей, которые бы одобряли санкции. Все ждут, когда они закончатся», – сказал Сергей Катырин.
При этом он полагает, что в торгово-экономических связях России с зарубежными странами принципиально нового не происходит. «В советское время мы жили примерно в таком же режиме. Нам много чего было запрещено, но мы все доставали, и все работало. Сейчас наши аграрии вообще молятся Богу, чтобы санкции никогда не отменяли, каждое утро. Они за этот период выросли. Поэтому принято решение оставить встречные санкции до конца следующего года. Чтобы люди, работающие на селе, имели перспективу», – сказал глава Палаты России. При этом, повторил Сергей Катырин, никакого разворота России от Запада на Восток нет. Все нефтегазовые и другие экономические проекты с Китаем и другими странами АТР были начаты задолго до обострения отношений с Западом из-за Крыма, Украины и Сирии.

Комментарии
Сергей Катырин: несогласованность действий различных ведомств мешает расширению отечественного экспорта
Александр Каньшин: регионы не станут отказываться от возможности повысить кадастровую оценку в кризис
Андрей Макаров: увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес сейчас необоснованно
Американский трамплин, или Маленькая ноябрьская революция
Константин Косачев: США поощряют практики государственного терроризма в киберпространстве