
Как сообщили западные СМИ, в середине сентября 2016 года германский химико-фармацевтический конгломерат Bayer объявил о заключении соглашения по покупке известного американского производителя ГМО-продуктов Monsanto за 66 млрд долларов. В результате этой сделки будет создана крупнейшая в мире компания по производству генно-модифицированных семян и пестицидов, которая будет контролировать более 25% мировых поставок этой продукции. Bayer выкупит акции Monsanto по цене 128 долларов за штуку, сумма сделки составит 66 млрд долларов.
Рыночная стоимость компании Bayer на данный момент составляет около 90 млрд долларов. Благодаря дочерним компаниям Bayer является одним из крупнейших в мире производителей химических удобрений и средств для борьбы с вредителями. Мировым лидером в этой индустрии является швейцарская компания Syngenta. В прошлом году Monsanto пыталась купить Syngenta за 42 млрд долларов. Однако швейцарская компания приняла предложение ChemChina, которая была готова заплатить 43 млрд долларов. Эта сделка все еще ожидает одобрения регуляторов.
Эксперты отмечают, что слияние двух ведущих компаний, производящих семена и пестициды, происходит на фоне падения спроса на их продукцию и призвано сократить убытки. Объединения фермеров уже бьют тревогу, опасаясь, что меньшее количество игроков на рынке неизбежно приведет к повышению цен. Между тем Monsanto известна в первую очередь производством семян, содержащих ГМО, за что регулярно подвергается критике со стороны противников генно-модифицированной продукции. Как известно, подобные семена широко используются в США, однако попытки массово внедрить заокеанскую технологию в Европе пока встречают широкие протесты населения и сопротивление многих европейских правительств.
На этом фоне слияние Monsanto и Bayer может положить начало новому витку продолжающегося в мире, и в Европе в частности, противостояния лоббистов ГМО, поддерживаемых США, и продовольственных «традиционалистов» из разных стран. Некоторые ученые считают, что такое противостояние даже является одной из ключевых частей эпохальной битвы за будущую среду обитания человечества между транснациональными корпорациями и силами, выступающими в защиту окружающей среды от вредного влияния научно-технического прогресса и обеспечения человечества чистой водой, воздухом и здоровыми продуктами питания.
В последнее время основным видимым фронтом этой борьбы стали переговоры США и ЕС по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (TTIP). Во многих европейских городах проходят многотысячные митинги противников TTIP, обеспокоенных угрозой снижения по требованию США социальных и экологических стандартов Евросоюза в случае подписания указанного соглашения. Одним из главных камней преткновения в переговорном процессе по TTIP является вопрос расширения допуска американских биотехнологических компаний (той же «Монсанто» и др.) на рынки Евросоюза, что чревато неконтролируемым распространением в Старом Свете продуктов питания с высоким содержанием ГМО, получивших в СМИ зловещее прозвище «еда Франкенштейна».
По мнению многих западных и российских ученых, ГМО могут изменить не только естественные, складывавшиеся веками аграрные и пищевые модели, но и оказать непредсказуемое воздействие на экологию планеты и здоровье последующих поколений людей. Даже в США, где ГМО-культуры и ГМ-продукты уже получили широчайшее распространение, общественность и законодатели выражают растущую озабоченность возможными последствиями употребления людьми такой продукции. Так, в июле с. г. в американском штате Вермонт принят закон, требующий специально маркировать продукты питания, которые содержат генетически модифицированные ингредиенты. Причем это решение затрагивает всю американскую пищевую индустрию, поскольку производителям невыгодно делать специальную упаковку только для одного маленького штата.
По мнению многих экспертов, до сих пор не было проведено ни одного полномасштабного и независимого от влияния заинтересованных корпораций исследования безопасности ГМО. Зато в мае с. г. национальные академии наук, техники и медицины США подготовили подробный официальный доклад, в котором утверждается, что генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры не вредны для человека и даже могут быть полезны, так как в целом увеличивают урожаи и доходы фермеров.
Доклад был выпущен по итогам работы специально созданной комиссии. Ее члены изучили доступную литературу по вопросу, опросили 80 экспертов из различных областей, проанализировали более 900 научных работ и ознакомились с более чем 700 комментариями представителей общественности. Документ рецензировали 26 независимых экспертов. Все использованные материалы, составившие доказательную базу, были размещены на специально созданном сайте.
Как вытекает из доклада, собранные за 20 лет использования ГМ-культур данные якобы свидетельствуют об отсутствии их крупномасштабного эффекта на здоровье людей и домашнего скота. Долгосрочные эпидемиологические показатели, изученные комиссией, формально не выявили роста числа случаев онкологическими и другими заболеваниями. Более того, как заверяют авторы доклада, продукты из злаков, устойчивых к насекомым, меньше загрязнены инсектицидами.
Однако благодаря масштабным утечкам закрытой информации правительства США через знаменитый интернет-сайт «Викиликс», созданный Джулианом Ассанджем, международная общественность знает, что за продвижением ГМО в сельскохозяйственном и продовольственном секторах зарубежных стран стоит Госдеп США. Эта тема наряду с расширением НАТО, «экспортом демократии», навязыванием «ЛГБТ-ценностей» превращена официальным Вашингтоном в один из инструментов для достижения своего глобального доминирования.
Показательно, что вышеупомянутая корпорация «Монсанто» была глубоко интегрирована в военно-промышленный комплекс США еще со времен Манхэттенского проекта и войны во Вьетнаме. Американский профессор Фрэнсис Бойл, автор книги «Биооружие и терроризм», недавно предположил, что корпорация «Монсанто» до сих пор тесно завязана на программы Пентагона по развитию биологического оружия и слияние её с Bayer нисколько этому не помешает.
Более того, имеющиеся у «Монсанто» биотехнологии можно применять для генной модификации исходных штаммов смертельно опасных вирусов. В качестве прикрытия для соответствующих военных разработок используются «гражданские» исследования в области поиска вакцин от экзотических эпидемий (вирусы Эбола, Зика, свиного и птичьего гриппа).
Опасения профессора Бойла разделяют и российские специалисты. В частности, начальник Вирусологического центра НИИ микробиологии Минобороны РФ Владимир Максимов еще в 2004 году предупреждал, что «одной из реальных угроз является возможность создания генетически модифицированных инфекционных агентов, которые при определенных условиях могут быть использованы в качестве биологически поражающих агентов».
Использование достижений генной инженерии в военных разработках на практике открывает перспективу создания генетического оружия – гипотетической разновидности биологического оружия массового поражения (ОМУ), предназначенного для избирательного поражения населения по расовому, этническому, половому либо иному генетически обусловленному признаку. В этой связи независимые ученые призывают не игнорировать тот факт, что крупнейшие биокорпорации, лоббирующие повсеместное замещение традиционных продуктов на генно-модифицированные, одновременно могут быть разработчиками и новых видов ОМУ.
Эксперты предупреждают, что с учетом прорывных открытий в области генной инженерии и угрозы их бесконтрольного использования уже в обозримой перспективе может наступить момент, когда продукты питания с содержанием ГМО превратятся в средства доставки новых видов биологического и генетического оружия.
Россия, испытывающая на себе в последние годы растущее санкционное давление со стороны США и их союзников, также находится на важном участке «линии фронта» между лоббистами ГМО и противостоящими им научными и общественными силами. В нашей стране тоже есть сторонники допуска в сельское хозяйство и на продовольственные рынки ГМ-продукции, а также агенты влияния соответствующих ТНК.
Тем не менее, несмотря на видимо огромные бюджеты, потраченные на пропаганду и продвижение трансгенов их кураторами, подавляющее большинство жителей России (свыше 80%, данные ВЦИОМ) выступают против распространения ГМО. Против ГМО выступают и официальные российские власти. Летом 2016 года, на фоне продолжающегося геополитического противостояния с Западом, был принят закон, запрещающий высевание ГМ-семян.
На своем последнем перед летними каникулами в июне 2016 года пленарном заседании Госдума приняла в третьем чтении закон, запрещающий выращивание и разведение в России генно-модифицированных организмов и продукции. Кроме этого, правительству дано право запретить ввоз в Россию ГМО-продукции, если будет выявлено ее негативное воздействие на человека и окружающую среду. Исключение предусмотрено только одно – генная инженерия по-прежнему разрешена в научных целях. За нарушение закона предусмотрен штраф: от 10 до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. для юридических лиц. Фактически мораторий на производство ГМО-продукции действовал в России еще с 2015 года, однако за его нарушение не было предусмотрено наказание. Закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле 2016 года.
Тем самым Россия продемонстрировала решимость не только отстаивать собственные внешнеполитические интересы, но и защищать продовольственный суверенитет и биологическую безопасность страны. При этом новый закон не препятствует развитию российской науки в области генной инженерии. Запрет высевания ГМ-семян в России стал безусловной победой для многих экологов, ученых и активистов НКО, долгие годы пытавшихся привлечь внимание российской общественности и власти к проблеме безопасности ГМ-технологий для окружающей среды и здоровья населения.
В свете этого Россия вполне может претендовать на статус самой большой в мире зоны, свободной от ГМО, что может найти положительный отклик и воодушевить противников ГМО в Европе и на других континентах. Ряд наблюдателей указывает, что для нашей страны это также прекрасная возможность использовать «фактор ГМО» при реализации своей внешней политики и превратить его в привлекательный компонент мягкой силы России.
Понятно, что и после принятия в РФ закона против ГМО борьба еще не окончена и на уровне государства, бизнеса и общественных кругов предстоит еще очень многое сделать для его правильной и грамотной реализации в условиях сохраняющегося санкционного давления Запада. Ведь России, несомненно, придется еще долго иметь дело с продолжающимся открытым и скрытым лоббированием определенными кругами из-за рубежа и внутри страны темы «реабилитации» и «неизбежности» использования в сельском хозяйстве и пищевой индустрии ГМ-технологий.
Михаил Большаков,
ТПП-Информ
Другие актуальные материалы, новости, фото и видеорепортажи ищите на наших официальных страницах в Facebook и Вконтакте.
