В сетях, дающих нам свободу
Системы транспортных линий и коридоров называют сетями. Но, попадая в них, мы можем свободно передвигаться куда угодно. Чем гуще и надежнее такая сеть, тем быстрее и комфортнее перемещаются пассажиры и грузопотоки. Реализация транспортно-логистического потенциала Евразийского пространства оказалась в центре внимания XIII ежегодного Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, проходящего в начале октября в Астане с участием глав двух государств.



Повестку XIII Форума межрегионального сотрудничества президенты двух стран определили еще в августе, на встрече в Сочи. Обсуждается механизм межрегиональных и приграничных связей. Выбор отраслевой тематики здесь очевиден: транспортно-логистический комплекс двух стран, от развития которого напрямую зависят не только сами государства, и даже не только благополучие Евразийского экономического союза. От единых подходов к созданию транспортных, транзитных и логистических систем зависит будущее всей торговли Евразии.

«Предпринимательское сообщество России и Казахстана настроено искать новые точки роста торгово-экономического сотрудничества, где одним из приоритетных направлений видится межрегиональное», — комментирует президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей

Катырин. Страны давно реализуют курс на широкую евразийскую интеграцию в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, совместно участвуют в крупных международных инфраструктурных, транспортно-логистических, энергетических проектах. Теперь новые перспективы получило сотрудничество в машиностроении. Казахстан стал участником целого ряда российских программ по импортозамещению, а российские компании все активнее работают на казахстанских рынках.

Существует комплекс направлений, где перед Москвой и Астаной стоят схожие задачи. Например, Казахстан совместно с Всемирным банком в рамках развития системы коммерциализации в стране начал реализацию проекта по стимулированию продуктивных инноваций. Этот опыт может быть интересен и для России. Кроме того, потенциально могут «выстрелить» совместные проекты по развитию внутреннего туризма, а именно, создание совместных туристических кластеров, в приграничных регионах.

Между тем, все эти проекты — часть гораздо более масштабных интеграционных проектов на территории евразийского пространства. Интеграционная платформа, которая может возникнуть в результате достижения экономического соглашения между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, даст новую прочную основу участникам этих объединений в их отношениях с Китаем, влияние которого в Евразии стремительно усиливается. В этой связи стоит напомнить о проекте «Большая Евразия», заявленном российским президентом Владимиром Путиным на последнем Санкт-Петербургском экономическом форуме, в котором участвовал и глава Республики Казахстан. Тогда Президент России подчеркнул, что эта тема обсуждалась на встрече лидеров стран ЕАЭС в Астане, где было предложено «подумать о создании большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран». Владимир Путин также подчеркнул, что двери в «Большую Евразию» открыты для всех.

Речь идет о Евразийском экономическом союзе, Экономическом поясе Шелкового пути и Европейском союзе. Идею «Общей Евразии» не раз формулировал и Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Все страны-представители трех упомянутых организаций не считают проект интенсификации сотрудничества ЕС, Шелкового пути и ЕАЭС вполне реализуемым. Причем не как политическое образование, а как союз с понятными и взаимовыгодными экономическими целями.

Яркий пример — Евразийский экономический союз, который еще недавно в Европе и в Китае воспринимали с осторожностью. Теперь эта наднациональная организация всем доказала состоятельность, заявив о своем праве быть игроком глобального рынка, с которым все должны считаться. И это при том, что страны-участники по отдельности испытывают трудности в экономике. Ведь предложенный Китаем Экономический пояс Шелкового пути как раз и стал реакцией Поднебесной на сильные интеграционные процессы ЕАЭС, из которых КНР, конечно, планирует извлечь свою выгоду.



Условия для сотрудничества благоприятны

Высокий уровень политических отношений России и Казахстана настраивает предпринимательское сообщество двух стран искать новые точки роста торгово-экономического сотрудничества, где одним из приоритетных направлений видится межрегиональное взаимодействие, считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. «Значимость межрегиональных связей очень велика. В случае с Россией и Казахстаном это более 60% нашего торгового оборота», – отметил глава ТПП РФ. Нынешнее негативное состояние глобальной экономики, падение цен на основные экспортные товары (а в данном случае структура экспорта России и Казахстана близка: значительную долю составляют углеводороды), девальвация национальных валют, не могло не сказаться на экономике двух стран и состоянии взаимной торговли (падение годового товарооборота составило 7 %), напомнил он. При этом глава Палаты добавил, что в рамках деловой части форума обсуждаются вопросы поддержки экспорта, транспорта и логистики, туризма. Кроме того, ТПП РФ совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) проводит совместную биржу контактов для предпринимателей двух стран.



Нормальный процесс интеграции

По словам советника президента ТПП РФ Георгия Петрова, устойчиво развивается сотрудничество по линии торгово-промышленных палат России и Казахстана – единственной стране в зоне постсоветского пространства, где по закону членство в Торгово-промышленной палате обязательно. В стране действует национальная палата Казахстана Атамекен и внешнеторговая палата Казахстана. ТПП РФ тесно взаимодействует с палатами, работа ведется в том числе и по линии интеграции в пространство Евразийского экономического союза. Недавно главы правительств России и Казахстана на встрече в Сочи одобрили проект таможенного кодекса Евразийского экономического союза. «Конечно, проблемы существуют. Казахстан стал членом ВТО, его обязательства отличаются от тех, которые взяла на себя в свое время Россия. Но сегодня Казахстан разрабатывает меры, которые могли бы нивелировать негативные последствия. В этом принимают участие и торгово-промышленные палаты обеих стран», – комментирует Георгий Петров. Актуальной проблемой остается разработка таких методов таможенного контроля, которые бы не позволили товарам из третьих стран, облагаемым более низкими таможенными пошлинами по сравнению с единым тарифом, попадать в другие государства Евразийского экономического союза. «Это нормальный процесс интеграции. При помощи открытого диалога всегда можно найти решения, которые бы способствовали процветанию экономик всех членов ЕАЭС», – заключает Георгий Петров.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Число совместных предприятий...........6 тыс.

Объем взаимных инвестиций...............$12 млрд

Инвестиции России в Казахстан............$9 млрд

Инвестиции Казахстана в Россию.........$3 млрд



В ходе XIII форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана обсуждаются

совместные проекты на сумму $25 млрд



ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ КАЗАХСТАНА И РОССИИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2016 Г. ($МЛН)



Товарооборот

Республика Казахстан

Всего в том числе:...................28 033

Страны ЕАЭС..............................5 823

Страны ЕС....................................10 665

Российская Федерация

Всего в том числе:...................209 030

Страны ЕАЭС..............................17 784

Страны ЕС....................................91 475