
Российские СМИ сообщили, что сальдо внешней торговли РФ за 9 месяцев уменьшилось в 3,5 раза по сравнению с показателем 2015 года. Дело в том, что экспорт сокращается, а импорт восстанавливается. Тем не менее, в ближайшие три года правительство продолжит снижать средневзвешенную ставку импортного тарифа и открывать российский рынок.
Между тем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, выступая на прошедшем недавно в Москве форуме банка ВТБ Капитал «Россия зовет!», заявил, что «…мы полностью находимся в тренде наших обязательств перед Всемирной торговой организацией, снижая нашу таможенную защиту». По словам министра, в правительства понимают, что «…что сейчас мировая торговля — это торговля глобальных цепочек добавленной стоимости. И нужно защищать цепочки, а не ту или иную фабрику». При этом он же отметил, что сейчас наблюдается кризис в мировой торговле, который выражается в том, что темпы ее роста сегодня в два раза ниже темпов роста мировой экономики в целом - 1,7% против 3 с лишним процентов. Россия должна стимулировать и увеличивать несырьевой экспорт, который может начать расти темпами в 6–7% в 2019 году. Росту экспорта должен способствовать и слабый рубль.
Позицию Минэкономразвития и её возможные последствия для российского экспортно-ориентированного бизнеса прокомментировал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин (Facebook):Между тем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, выступая на прошедшем недавно в Москве форуме банка ВТБ Капитал «Россия зовет!», заявил, что «…мы полностью находимся в тренде наших обязательств перед Всемирной торговой организацией, снижая нашу таможенную защиту». По словам министра, в правительства понимают, что «…что сейчас мировая торговля — это торговля глобальных цепочек добавленной стоимости. И нужно защищать цепочки, а не ту или иную фабрику». При этом он же отметил, что сейчас наблюдается кризис в мировой торговле, который выражается в том, что темпы ее роста сегодня в два раза ниже темпов роста мировой экономики в целом - 1,7% против 3 с лишним процентов. Россия должна стимулировать и увеличивать несырьевой экспорт, который может начать расти темпами в 6–7% в 2019 году. Росту экспорта должен способствовать и слабый рубль.
«Приведённые слова противоречат здравому смыслу и тенденциям современного мира. Мир движется в сторону протекционизма. На выставке Агросалон я общался с людьми из правительств Узбекистана, Ирана, Евросоюза. Каждый из них сказал: мы заинтересованы в том, чтобы ваша сельхозтехника была на нашем рынке, но мы хотим, чтобы вы производили её в нашей стране. Мы выстраиваем политику так, что преимущественный доступ на рынок будут получать локализованные продукты.
Сейчас я в Канаде. Знающие люди здесь говорят: кто ни победит, Трамп или Хиллари, любой из них будет вести протекционистскую политику. Протекционизм коснётся в первую очередь отношений с Китаем, но отразится и на Канаде. Поставки канадских пиломатериалов, а это очень важная статья, уже подверглись дополнительным ограничениям. Трамп сказал, что вообще подумает о выходе из ВТО.
Все ответственные правительства в мире борются, – и эта тенденция будет только нарастать, – за развитие своей промышленности, своего сельского хозяйства, за рабочие места в своих странах. Российское же правительство борется за «мировые цепочки», снижая защиту своих производителей. Аграрии и промышленники России мечтают о равных условиях конкуренции, им говорят о "тренде наших обязательств перед ВТО". Неудивительно, что Россия на треть зависит от импортного продовольствия, что промышленность находится в подавленном состоянии.
Вообще экономические проблемы России рождены тремя вещами: удушающая налоговая система (её создатель Кудрин получил грамоту лучшего в мире министра финансов), дорогие кредиты (у Набиуллиной грамота лучшего главы Центробанка) и неправильная внешнеторговая политика. У проводника этой политики Улюкаева грамоты от зарубежных наставников пока нет. Но, поскольку он активно борется за «мировые производственные цепочки», т.е. даёт возможность другим странам забрать рабочие места из России, свою грамоту он скоро получит. Вот увидите. Жаль только, мы все за это дорого заплатим».

Комментарии
Der Spiegel: последние мигранты сбежали из Латвии в Германию
Леонид Ивашов: опыт Ирана по противодействию санкциям крайне важен для России
Андрей Девятов: штурм Мосула угрожает газовому проекту Туркменистан–Китай
Константин Бабкин: мы можем дорого заплатить за неправильную внешнеторговую политику
Сергей Небренчин: нынешнее сближение России и Ирана не случайно