Сергей Марков: «Турецкий поток» не позволит  Киеву шантажировать Россию по газовому вопросу
Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил СМИ, что соглашение по газопроводу между Россией и Турцией вступило в силу со дня подписания, тем самым дан старт строительству «Турецкого потока». Обе нитки морской части газопровода будут принадлежать России и на 100% финансироваться российской стороной. 
12 октября министр энергетики РФ Александр Новак сообщил по итогам заседания российско-турецкой межправкомиссии,  что работы по укладке газопровода "Турецкий поток" начнутся в 2017 году.

"Межправительственное соглашение было подписано 10 октября, оно оговаривает условия реализации проекта коммерческими компаниями. Срок окончания работ - конец 2019 года. Сейчас идет большая подготовительная работа, сначала изыскательские работы, технико-экономическое обоснование, проектно-сметная документация, затем начнется непосредственно укладка газопровода. Эта работа начнется в 2017 году", - сказал он. Все необходимые разрешения для начала работ по "Турецкому потоку" уже есть, заявил также Новак.

 
Значение подписанных российско-турецких соглашений для экономических и геополитических интересов России прокомментировал политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков (oprf.ru):

«Соглашение по "Турецкому потоку" просто восстанавливает работу над проектом – обе стороны договорились в короткие сроки провести эти нитки газопровода. Одна из его целей - прекратить транзит газа через территорию Украины, подвластной киевской хунте, чтобы антироссийские радикалы больше не могли использовать свой транзитный статус для нанесения максимального ущерба России. Когда «Турецкий поток» будет достроен, трубы, по которым сейчас идет газ через Украину, превратятся в кучу металлолома. Таким образом, Киев больше не сможет шантажировать Россию по газовому вопросу. Конечно, при этом мы получим зависимость от Турции, но эта зависимость от стран-транзитеров всегда есть, и от нее никуда не деться.

Но на своей встрече лидеры России и Турции договорились не только по Турпотоку – крайне важная договоренность была достигнута по поводу атомной электростанции «Аккую». С экономической точки зрения она значит даже больше, чем «Турецкий поток». Более того, помимо строительства атомных блоков - это соглашение предполагает широкомасштабное сотрудничество России и Турции. По сути, Россия поможет Турции начать у себя развитие атомной промышленности – новой высокотехнологичной отрасли, которая будет глубоко интегрирована с российской. Это является хорошей предпосылкой в возможное присоединение турецкой экономики к Евразийскому экономическому союзу.

Еще один важный момент – это возвращение турецкой сельхозпродукции на российские рынки и, соответственно, проход российской продукции на турецкие рынки. Когда турецкая сторона подняла вопрос о возможности возвращение турецкой сельхозпродукции в Россию, наша сторона сразу поставила условие о том, что новое соглашение должно учитывать интересы российского сельхозпроизводителя для того, чтобы пустить их на турецкий рынок. Дело в том, что за последние годы у нас были созданы конкурентоспособные сектора в некоторых областях сельхозпродукции – в частности, в производстве бройлеров (курицы), свинины и пшеницы. Поставки в Турцию позволят нам еще сильнее наращивать это производство, что соответствует стратегии российского руководства вновь сделать из России сельскохозяйственную державу».